Как построить футбольный центр

Уверены, вы обязательно задумывались о том, как хорошо было бы открыть свой футбольный центр и не платить аренду, а наоборот — собирать деньги с команд. Все останавливаются на примерных расчетах: сколько вложить, сколько брать с команд. А у нас есть пример реального бизнес-проекта, который реализовали Игорь Сорокин и Алексей Сальников, построив футбольный центр с нуля.

Повествование ведет Игорь Сорокин.

Мы с Алексеем решили открыть зал весной 2012 года. В тот момент как-то вместе сошлись мысли о том, что с залами полная беда, плюс как раз в это время шло активное обсуждение, что надо начинать свое дело и не работать всю жизнь на “другого дядю”. Но в тот период мы не смогли найти вообще никакого помещения, в котором можно было бы сделать футбольное поле, поэтому все перенеслось на 2013-й год.

Мы активно делились своей бизнес-идеей. Друзья все поддерживали, потому что практически все тоже в футбол играют. Родители немного с опаской к этому относились, но, в целом, тоже были на нашей стороне, оказывали активную помощь. Мнения знакомых, в общем, было положительное, главные советы были про правильное финансовое планирование.

Игорь Сорокин

Алексей Сальников

Почему зал, а не купол

Вообще изначально мы хотели арендовать землю и ставить купол. Но с арендой земли просто какие-то невероятные трудности. Вариантов просто не было! Либо земля под государством и, чтобы ее получить, надо провозиться не один год с бумагами, либо частная с заоблачными ценами.

Мы думали, что купол будет дороже немного, но затраты примерно одни и те же. Качественные многослойные куполы (которые имеются в Москве) со всеми подготовительными работами обойдутся в 6 000 000 рублей, а у нас в городе в том же ФЦ “Арсенал” установлены однослойные, стоимость их установки примерно можно оценить в 3 – 4 миллиона рублей. Плюс покрытие обойдется в 1 миллион, с учетом вероятных работ по устройству бетонной стяжки.

Подготовительные работы

Конечно же, сначала проводились исследования. Все-таки образование экономическое как-никак, и прыгать с головой в омут не хотелось. Был проведен мониторинг существовавших на тот момент залов, мы проехали по основным площадкам города и фитнес-клубам. Плотно общались заранее с будущими клиентами (как “частниками”, так и организаторами турниров), интересовались, на чем сделать акцент, уточняли важные нюансы, на что в первое время можно закрыть глаза и т.д.

Например, при организации раздевалок не требовались ящики с ключиками. Как мне объяснили знакомые организаторы – команды мало ими пользуются, а вот душевые надо делать с особым комфортом, поэтому у нас все в кафеле – футболистам будет приятно после матча помыться в хорошей душевой.

Поиск помещения и жадные агенты

Проект мы полностью сделали сами. На этапе формирования идеи несложно было сложить все задумки в одну корзину. Куда сложнее было реализовать на деле. Следующим этапом после проекта стало финансовое планирование, анализ затрат и т.д. И только в конце поиск подходящего помещения и непосредственно ремонтные работы.

Что касается поиска помещения, то мы сразу сообщили агенту наши требования: по размеру площадки (1000 квадратных метров, из них 800 на основное игровое пространство, два этажа), качеству пола и отсутствию колонн. Отдельное внимание мы уделили требованиям по удобному местоположению зала. Транспортная доступность как на автомобиле, так и на общественном транспорте – важная составляющая для развития проекта. У нас было много вариантов на Парнасе, но этого, естественно, мы отказались.

Мы сами активно мониторили все сайты коммерческой недвижимости и складов. В один из вечеров увидели объявление про подходящий склад. Да, раньше вместо зала был самый обычный склад. А еще до этого — цех завода.

зал до ремонта - фото 1
зал до ремонта - фото 2
зал до ремонта - фото 3
зал до ремонта - фото 4
зал до ремонта - фото 5
зал до ремонта - фото 6
зал до ремонта - фото 7
зал до ремонта - фото 8

Кстати, арендодатели – это отдельная история. Мы изначально прописывали спортивное направление одним из предполагаемых назначений помещения при сдаче в аренду. И, конечно, договор сразу планировали заключать долгосрочный, чтобы как минимум не было вариантов, что зал “отберут”.

Переговоры по помещению были нелегкими, но при этом сам собственник помещения оказался очень адекватным человеком, с которым мы оперативно договорились. Но вот представители агентства, с которыми мы начинали работать, увидев наш живой интерес, захотели заработать на нас больше, чем заранее договорились. Выдумали искусственный спрос, как будто на это помещение еще претендовало 8 кандидатов, и попросили повышения премии. Сначала это было 50 000 рублей, потом 100 000, потом 150 000 – в итоге мы с ними расстались, а через другое агентство напрямую вышли на собственника, с которым и договорились обо всех условиях. Окончательную версию договора удалось подписать аж только 11 ноября, при том, что переговоры велись с августа.

Итак, инвестиции и идеи по их возврату

Бюджет проекта ориентировочно вышел в 4 миллиона рублей.

Финансирование проекта — полностью “из своего кармана”, как говорится. Прошлись по знакомым, взяли кредиты в банках. Аренда стандартная городская: 300 рублей за квадратный метр. Ремонт вышел дороже запланированного в связи с появившимися дополнительными и скрытыми работами.

Помимо самого зала мы спланировали разминочную зону. Это поле 7х7 метров с маленькими воротами, турниками и прочим мелким инвентарем. Она нужна для того, чтобы народ не скучал, если рано пришел, или разминался в перерывах между турнирными матчами. Также организовали зону отдыха на втором этаже. В зоне отдыха решили поставить диванчики, установить плазмы и спутниковое телевидение, стойку администратора, безалкогольный (!!!) бар и резервную раздевалку.

Я отдельно заостряю внимание на том, что бар без алкоголя. Не успели открыться, так уже повстречались с не очень адекватным поведением пьяных футболистов на ночном турнире НФЛ, поэтому впредь у нас будут правила, запрещающие приходить в алкогольном и наркотическом опьянении к нам в зал.

Надеемся, что дневное время будет отдано под занятия разных детских школ, вечернее – на тренировки взрослых команд. Также, вполне возможно, мы задумаемся об открытии собственной детской школы. Но первоначально, конечно же, упор будет делаться на корпоративную аренду, привлечение сторонних любительских турниров и разовую аренду для желающих. В перспективе хотелось бы запустить собственную серию турниров, повторюсь, привлечь детские школы или открыть свою. Возможно, на следующий год добавим волейбольное поле (разметка уже есть, надо только повесить сетку)

Выбор напольного покрытия и сам ремонт

Сразу скажу, что все ремонтные работы делал знакомый субподрядчик.

По мини-футбольному покрытию мы сначала проконсультировались со знакомыми футболистами. Когда определились с типом (сейчас постелен линолеум LG Rexcourt-2), стали обзванивать всех подряд поставщиков и определяться по ценам и срокам. Отмечу, что LG-Rexcourt-2 является аналогом Terraflex, но дешевле по стоимости, так как производится в Корее. Такое же покрытие лежит в Оле Арена на ул. Мебельная, д. 2.

В общей сложности весь ремонт длился 2 месяца (октябрь и ноябрь 2013 г.). Основные этапы стройки следующие:

  • подготовка зала (отбивалась старая штукатурка, очищались помещения от габаритного мусора – вся черновая работа)
  • замена отопительной системы (полная замена всех отопительных труб)
  • замена окон (вынимались старые окна и монтировались новые стеклопакеты)
  • подготовка и отделка стен по периметру зала (штукатурные малярные работы, подвесные потолки, защитные сетки на окнах, за воротами и под потолком)
  • заливка жидкого пола под паркет (установка жидкой стяжки под линолеум)
  • укладка паркета (непосредственно монтаж мини-футбольного линолеума)
  • маты и косметика в помещениях зала (обшивка матами колонн, радиаторов, стен, мелкие монтажные работы, установка сантехники)
  • монтаж раздевалок, которые строились параллельно на протяжении последних трех пунктов.

К сожалению, возраст здания не позволил воплотить все задумки в жизнь. Вдобавок пришлось увеличивать смету, чтобы избежать форс-мажорных обстоятельств в будущем в виде прорыва труб, протекания крыш и прочего. Это извечная проблема в нашей стране воды и труб, по которым она течет. С напором из котельной до сих пор вопрос решается с инженером собственника объекта, чтобы в полном объеме функционировало не 2-3 душевых, а все 4.

Результат

Ремонт закончился в декабре 2013. Вот что получилось.

зал после ремонта - фото 1
зал после ремонта - фото 2
зал после ремонта - фото 3
зал после ремонта - фото 4
зал после ремонта - фото 5
зал после ремонта - фото 7
зал после ремонта - фото 6
зал после ремонта - фото 8
От редакции. Судя по активности в группе, зал профункционировал с декабря 2013 года до июня 2014 года (последняя запись от администратора — 21 мая 2014 года). Короче, проект не взлетел. Но мы уверены, ребята еще проявят себя в других проектах.

Есть что добавить?

Мы надеемся, что вам понравилась статья, и будем рады любому комментарию или предложению улучшить материал. Просто напишите нам. Кто знает, может быть, завтра ваш материал уже будет в статье.